Чем порадовали теннисисты на Спартакиаде народов СССР

Просмотров: 922
Случилось то, чего с таким нетерпением ожидали любители тенниса. Новое, молодое, прогрессивное взяло, наконец, в нашем теннисе верх над застарелым и скучным академизмом. Произошло всеобщее свержение старых теннисных богов. Новые чемпионы Анна Дмитриева, Михаил Мозер, Сергей Лихачев и Ирина Рязанова не только молоды, но и олицетворяют современный теннис, с его красивым острым стилем, тактической многогранностью, разнообразной техникой и атлетическим фундаментом. Разумеется, новым обитателям нашего теннисного Олимпа еще далеко до олимпийского совершенства, и их теннисные туфли пока еще не топчут траву центрального корта в Уимблдоне.

Чем порадовали теннисисты на Спартакиаде народов СССР


Правда, г-н Риэй, почетный секретарь Международной теннисной федерации, придерживается на этот счет иного мнения, но мы позволили себе не согласиться с лестными словами нашего любезного гостя. Нашей молодежи еще очень многое предстоит постичь, но нынешняя школа, в которой они получают свое теннисное образование, действительно может вывести их на широкую дорогу. Хорошо, что нашу лучшую четверку подпирают десятки молодых способных спортсменов, а еще приятнее, что новая школа становится сейчас главенствующей. На смену теоретическим аргументам в пользу современной школы пришли чисто спортивные доказательства, которых мы раньше не имели. Да что стоили теоретические высказывания, когда Сергей Андреев с его манерой игры был недосягаем для соперников! Победа новой школы, зафиксированная в судейских протоколах,— вот самый важный итог теннисного турнира прошедшей Спартакиады. Конечно, нашей молодежи предстоят еще трудные битвы за окончательное утверждение нового. Но решающий шаг сделан! В нашем теннисе открыта новая страница.

О ДЕВИЗЕ «МАРШ К СЕТКЕ!» И ИГРОВОМ РАЗУМЕ
Теперь уж, пожалуй, нет необходимости в административном поощрении агрессивной игры. На сцену выступил спортивный фактор, и развитию событий надлежит нынче придать естественный ход. Раньше, когда наши теннисисты не умели и не хотели учиться играть у сетки, лозунг «Марш к сетке!» был закономерен. Теперь наша молодежь умеет и хочет играть в наступательном стиле, а потому настаивать на бездумном массовом выходе к сетке было бы неразумным.

Самое время обратиться к игровому разуму. Агрессивная тактика и рывок к сетке не одно и то же, хотя многие считают это равнозначным. Мы возмущались «качанием» потому, что оно олицетворяло собой пассивное выжидание ошибки противника. Мы хотели, чтобы наши теннисисты выигрывали очки, чтобы заставляли противника ошибаться. Но наступательная манера это не силовой примитив, а тонкий расчет, в котором играют роль все факторы — технический, тактический, психологический, атлетический.

В полуфинальном матче Рязановой и Дмитриевой были моменты, когда Дмитриева по 5—6 раз отвечала мягким высоким мячом, который в теннисном просторечии именуется пузырем. Один из руководящих спортивных работников, усмотрев в этом крамольную «качку», заметил тренеру: «Опять начинается безобразие!» А какой-то зритель, видимо из породы жаждущих острых ощущений, крикнул: «Перестаньте качать!». Дмитриева, словно испугавшись грубого окрика, бросилась к сетке и тут же была обведена. Оба несправедливых замечания были вызваны непониманием
спортивной сути того, что происходило на площадке.

Есть игроки, которые против любого противника играют одинаково. такому типу игроков принадлежал Э. Негребецкий. Но есть игроки, строящие игру в зависимости от особенностей соперника. Француз Айе, славящийся игрой у сетки, в матче против своего земляка Реми почти не покидал задней линии. Когда мы его спросили, почему он избрал такую тактику, Айе ответил: «У Реми лучший в Франции обводящий удар. И я решил играть так, чтобы он не мог использовать своего козыря».

Игрок, умеющий в ходе соревнований перестроить свою тактику и обладающий для этого достаточно богатым техническим арсеналом, принадлежит к высшему типу теннисиста. Мы одобряем тактику Дмитриевой. Если бы она построила игру на непрерывных и прямолинейных выходах к сетке, как сделала в командных соревнованиях, то снова проиграла бы Рязановой.

Тактическая гибкость, приобретенная ею в Уимблдоне, дала плоды. Зрелость нынешней чемпионки в том и сказалась, что во втором матче она нашла новую, неожиданную и очень неудобную для соперницы тактическую схему. Как и в первом матче, Дмитриева выходила к сетке и... проигрывала. Но и в первом и во втором сете при счете 1:4 она меняла характер игры, начинала играть, на первый взгляд, осторожнее, выходила к сетке либо наверняка, либо в самый неожиданный момент и выиграла оба сета, не оставив Рязановой никаких надежд. Тактически это было правильно. И кричать ей под руку «Марш к сетке!» было не только не остроумным, но просто вредным.

Выигрыш Дмитриевой у Кузьменко это тоже победа гибкой тактики. Кузьменко обладает сильными и точными ударами справа и слева, владеет смэшем и может играть у сетки, хотя сама к сетке не выходит. Это стабильный игрок хорошего уровня, но прямолинейный, без высоких волевых качеств. Она выиграла на командных соревнованиях у Дмитриевой. Но в финале личного турнира, когда Дмитриева играла старательнее, догоняла все мячи и разумно выходила к сетке, Кузьменко дрогнула, натолкнувшись на несокрушимую, как ей казалось, скалу. А тут еще Дмитриева непрерывно чередовала длинные сильные удары с навесными или короткими косым»

Поучительными были и матчи Дмитриевой с Р. Кирсановой и В. Трошкиной. Судя по счету (6:1, 6:2) может показаться, что Дмитриева легко
обыграла соперниц. Но — странное дело! — у того, кто видел эти игры, да и у самих участниц, Кирсановой и Трошкиной, создалось впечатление, что не Дмитриева сильно сыграла, а они сыграли слабо. «С Дмитриевой нетрудно играть»,— заявили обе спортсменки. А что было на деле? Дмитриева разгромила своих соперниц игрой у сетки, но ее выходы очень часто казались необоснованными, неподготовленными, и эта манера игры, противоречащая «академическим нормам», создавала впечатление случайности. Кажущаяся случайность обернулась закономерностью, позволяющей говорить о тактической гибкости и зрелости молодой чемпионки.


Дмитриеву тренирует заслуженный мастер спорта Нина Теплякова.
Вспоминая игру многолетней бессменной чемпионки СССР, можно только поражаться, как она сумела перестроиться и научить Дмитриеву играть так, как никогда сама не играла. Это говорит о незаурядных педагогических способностях прославленной теннисистки. Дмитриева имеет возможность значительно усилить игру. Она стала подвижнее, хорошо передвигается по корту, наладила дыхание, умеет с ходу принять подачу, однако у нее еще велик процент брака. Над своей техникой и особенно ударами с лёта ей еще много надо поработать.

Нежелание выходить к сетке иной раз объясняет трусостью, боязнью рисковать. Но, кроме смелости, должен быть и расчет. Когда М. Мозера спросили, с кем бы ему хотелось встретиться в финале, с Анисимовым или с Потаниным он, вспомнив обводящий удар Потанина, не задумываясь, ответил: «С Анисимовым». Если бы Мозер был уверен, что из трех выходов к сетке он выиграет у Потанина два, в матче с ним он играл бы «веселее». Но Мозер знал, с каким искусством Потанин посылает мяч в ноги не успевающему добежать до сетки противнику, и предпочел вести борьбу с задней линии, выходя вперед лишь в такие моменты, когда у него был полноценный шанс на успех.

Тактически осмысленное построение игры, учитываю щее слабые и сильные стороны противника, характерно и для других матчей турнира.
В. Анисимов, играя против чемпиона страны С. Андреева, применял все время укороченные подрезанные мячи. И тот =либо не дотягивался до либо отбивал их своим мягки-ударом и, оставаясь у сетки позволял обводить себя сверху либо ударом по линии.

Разнообразие тактическое рисунка игры основано, конечно, на высокой технике. Игрок имеющий в своем арсенале только два-три удара, осужден на тактическое однообразие
Неспособность многих теннисистов менять характер игры — результат ограниченности и« технического репертуара. Как только Потанину пришлось играть против Мозера, так сразу же обнаружилась его техническая бедность, менее бросавшаяся в глаза в предыдущих играх. Тут уж и неискушенный зритель заметил, что у него почти женская подача слабая игра слева и неуверенная у сетки. Не имей Потанин этих пробелов, неизвестно, кто стал бы чемпионом.


ЧЕМПИОНОМ СТАНОВЯТСЯ В ДЕТСТВЕ

Техника — вот что определяет дальнейший прогресс нашего тенниса. Это, кажете» один из моментов, по повод которого не спорят ни игроки, ни тренеры. Потанин, побывавший за границей и наблюдавший игру сильных теннисистов мирового класса, отдает себе отчет в своей технической неполноценности. Казалось бы,— чего проще! Раз понимаешь, начинай работать над своим совершенствованием. Это, однако, не так просто, как кажется. Нынешняя методика (сперва учат удар справа, потом последовательно другим приемам) приводит -к тому, что у начинающего быстро образуется навык любимого удара, которым охотнее пользуется, в котором уверен и который является для него главным, а иногда единственным, способом приобретения очков в матчах. А отсюда и образуется довольно стойкий комплексный навык ведения игры в целом.
Возможно, если бы мы отказались от принятой последовательности и начинали обучение с показа многих приемов, наши питомцы с самого начала приучались бы к разнообразию

Но приходится считаться с существующим положением. А оно сводится к тому, что переучивать и доучивать сформировавшегося игрока необычайно трудно. Нужны колоссальные усилия, физические и, особенно, волевые, чтобы реконструировать установившиеся игровые навыки. Мы, тренеры, пока не знаем методики, которая позволяла бы кардинально изменять образовавшиеся навыки.

А ведь такому игроку, как Потанин (впрочем, и многим другим), нужно, выражаясь языком физиологии, образовать новые динамические стереотипы, противоречащие тем, какими он уже располагает. Процесс мучительный и, очевидно, не быстрый. И это нужно отчетливо сознавать каждому, кто берется за такой труд. А взяться за него надо, потому что, скажем без уверенной игры с лета и хорошего удара слева, перспективы таких игроков, как тот же Потанин, кажутся весьма куцыми даже в нашем теннисе, не говоря уже о международной арене.

Конечно, у каждого игрока могут быть удачи, но не спортивное счастье определяет класс. История нашего тенниса показывает сравнительно медленное изменение соотношения сил в составе лучшей десятки. Спортивная форма игрока колеблется от сезона к сезону, но уровень его игры изменяется мало; Класс теннисиста определяется в те годы, когда он начинает играть. Не случайно у такого тренера, как Э. Крее, каждый последующий «выпуск» сильнее предыдущего (Пальм, Кедарс, Лейус).

Это, конечно, не снимает задачи повышения технического мастерства нынешнего отряда наших теннисистов. Они еще достаточно молоды и при настойчивости и сознательном отношении могут достичь многого. Повышение технического мастерства — главная задача всех без исключения теннисистов. Международный теннисный турнир, состоявшийся посте Спартакиады, подтвердил это с особой наглядностью.

В первую очередь, надо говорить о подаче. И не потому, что этот прием один из основных в современном теннисе, а потому, что подача не зависит от противника, ее производят всегда с одной и той же точки, и именно в этом приеме можно быстро добиться высокой стабильности, точности. силы, автоматизма. Слабой подаче нет оправданий. 40 минут ежедневных занятий,— и любой игрок овладеет подачей, которая принесет ему известное стаотовое преимущество и увеоенность, какой часто не хватает.


ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СТАРОЙ ГВАРДИИ

Турнир на Спартакиаде войдет, видимо, в истооию отечественного тенниса, как переломный. Еще не так давно продвигали молодежь несколько искусственно, отстраняя таких представителей старой гвардии и старого стиля, как скажем, С. Фридлянд и М. Корчагин. Сейчас молодые выходят вперед уже не с помощью метрических выписей, а потому что сильнее. Такие игроки, как Фридлянд, Корчагин, Лукирский, Гагер стали регулярно проигрывать молодым. Да и Андреев не случайно потерпел серию поражений в нынешнем сезоне и не выиграл ни в одном из трех разрядов, в которых выступал на Спартакиаде.

Как и всякий многолетний чемпион (а почти все наши чемпионы были многолетними), Андреев олицетворяет собой определенную веху в нашем теннисе. Его отличает на редкость серьезное отношение к тренировке и высокие бойцовские качества. В этом смысле он был и остается примером. Это не Потанин, который в последней партии финала опустил руки и попросту капитулировал. Тот, кто выигрывает у Андреева, вправе гордиться победой. Андреевскому умению бороться до конца должны учиться все наши молодые теннисисты, включая, между прочим, и нового чемпиона Мозера.

Игра Андреева отличается стабильностью. Он никогда не выходит на корт неподготовленным. Его встреча с Анисимовым интересна не результатом, а своим принципиальным значением. Не игрок Андреев проиграл игроку Анисимову, а старая школа проиграла новой. Этому мы и радуемся. Пока во главе нашего тенниса стоял Андреев и старая игровая манера была победоносной, новые прогрессивные тенденции притормаживались.
На Андреева смотрели (и, может быть, не без оснований), как на теннисиста, задерживающего развитие нашего тенниса. Сейчас с этим покончено! Андреев ушел с чемпионских « постов». И именно теперь наш теннис заинтересован в том, чтобы Андреев продолжал играть. Он остается эталоном классного теннисиста. Его второе место на международном турнире в Польше говорит само за себя. Пусть не тешит себя тот, кто однажды выиграл у Андреева, надеждой, что сможет сделать это легко и второй раз. Как это ни парадоксально, Андреев может теперь принести нашему теннису значительно большую пользу, чем раньше. В спортивных боях с Андреевым и другими представителями ’ старого стиля только и может крепнуть и совершенствоваться новое.

О ПОГОНЕ ЗА ОЧКАМИ
И все-таки, несмотря на появление немалого числа молодых теннисистов современной чеканки, нельзя забывать и о том, что у нас есть еще солидный отряд представителей «тенниса каменного века». Больше того, наблюдаются случаи, когда игроки, начина-
вшие овладевать современным стилем, вдруг возвращались к старой порочной манере игры. Так произошло, например, с Даугирдой, чемпионкой Литвы. Почему?

И тут приходится вспомнить об «очковой болезни», неистовой погоне за победой во что бы то ни стало, которая заставляет многих тренеров забывать, что они педагоги и воспитатели. Требуя от своих питомцев побед, они сплошь и рядом подрубают сук, на котором сидят, и разрушают дело, которым занимаются. В нынешнем турнире половину каждой команды составляли юноши и девушки. Неплохая идея — включить в команду молодежь! Но каждая встреча молодых могла дать команде полновесное очко, и это действовало губительно и на психику молодых игроков и на их игру. Они выходили на корт, доведенные тренерами до последней степени возбуждения, нервничали и играли хуже обычного. А ведь многие из них вообще недостаточно сильны, и требовать от них сейчас побед неразумно. А финал их неудачных выступлений поистине достоин богов. Руководители некоторых делегаций, взбешенные неудачей теннисистов, решили наказать их и увезли домой, не дав досмотреть соревнований, которые для многих могли бы стать «теннисной академией».

Учебный смысл теннисного турнира был, к сожалению, сведен к минимуму из-за непродуманной и, прямо скажем, нелепой его организации. Турнир проводился по так называемой улучшенной олимпийской системе, определяющей все места. В результате игроки были заняты сверх меры и почти не имели возможности посмотреть, как играют другие. Ведущим игрокам команд пришлось за 13 дней провести до 30 матчей. Можно понять, почему к концу турнира почти четверть участников отказалась от дальнейших игр. Командные и личные соревнования надо, очевидно, проводить врозь.
Лихорадочная погоня за победами и тренерские указания типа «ты только перекинь на ту сторону» порождены явным недостатком соревнований. Теннисисты месяцами не встречаются, а потом соберутся и играют уже до отупения. Этот крупнейший организационный недостаток явно тормозит развитие тенниса. У нас почему-то не практикуются широко встречи команд городов, розыгрыши кубков, товарищеские матчи, на которых теннисисты могли бы испробовать тактические и технические новинки без лихорадочной дрожи за потерянное очко?

Мы еще не умеем правильно планировать соревнования, тренировки и отдых. Неудачное выступление Тоомаса Лейуса на Спартакиаде многие склонны объяснять его перегрузкой на турнирах (Уимблдон, розыгрыш кубка Галея, чемпионат Эстонии). Но дело в другом — в неумении молодого теннисиста отдохнуть физически и морально после соревнований. Зарубежные теннисисты играют в десять раз больше турниров, чем Лейус. Ведь Лей-ус после трудных зарубежных соревнований по приезде домой начал сразу интенсивную тренировку, да еще по два раза в день. Его плохая спортивная форма результат не усталости, а скорее перетренированное™. На турнире Спартакиады в Москве Лейус играл вяло, без обычного удовольствия и подъема, а соперники против него играли с особенным подъемом и боевым настроением. Лейус был психологически не подготовлен к турниру.


«ТЕННИСНАЯ НЕВРАСТЕНИЯ»
Хотелось бы, в связи с этим, коснуться вопроса о морально-волевой устойчивости игроков. Многие из них страдают своеобразной «теннисной неврастенией». Это не предстартовая лихорадка. «Охи» стенания, самобичевание, пререкания с судьями, бросание ракет, злобные удары по мячу, — все эти отвратительные симптомы болезни свидетельствуют о полном неумении игроков владеть собой. Конечно, судьи иной раз ошибаются, но судейская ошибка входит в игру, хотя ее и следует избегать. В пятисетовом матче мяч 1500—2000 раз падает на землю. И если судья раз ошибется, смешно говорить о решающей роли этой ошибки. Человек, который в состоянии распустить себя из-за судейской ошибки до полной потери бойцовских качеств,— не спортсмен, а истеричка.

Панический страх перед потерей очка приводит к скованной, неуверенной игре, снижает класc, что особенно заметно в международных встречах, где эта перенапряженность просто бросается в глаза. Нельзя так переживать каждое потерянное очко! Зарубежные теннисисты, которых обвели у сетки, аплодируют противнику, а «смазав» мяч, иной раз и улыбнутся. Не имеет значения, делается ли это искренне, важно, что они хорошо владеют собой, не позволяют себе распускаться и продолжают бороться с прежней силой.

Спортсмены знают, какое великое значение имеет расслабление. Тот, кто не умеет расслабиться, не может сделать неожиданного рывка, поворота, броска. Но нужно уметь расслабиться и психологически. Почти все наши игроки усвоили привычку поиграть с мячом перед подачей. Но многие из них делают это механически, не сознавая, что это нужно и для психологического расслабления, за которым следует максимальная сосредоточенность, концентрация.

Между прочим, на скованность и напряженность сразу обратил внимание наш гость г-н Риэй. Он сказал; «Русские обладают чувством юмора, и в этом отношении схожи с нами, англичанами. Но почему у ваших игроков на корте такая озабоченность на лице?!»

Из наших теннисистов наиболее легко играют (играют в полном смысле «этого слова) Сивохин и Дмитриева. Дмитриева даже улыбается, когда ей что-нибудь кажется смешным. И это не улыбка «для публики», а естественная эмоция, вызванная обстоятельствами. Умение улыбнуться в ходе борьбы говорит о ее хорошей способности психологически расслабиться, о нескованности и непринужденности, которые и являются признаком хорошего мастера и турнирного бойца. Можно ли воспитать в себе такую непринужденность? Можно и нужно! Но для этого надо, в первую очередь, не переживать так трагически каждое проигранное очко и научиться достойно проигрывать. Это тоже входит в мастерство. И глупо упрекать теннисистов в несерьезном отношении к соревнованию, если он вдруг улыбнется своей ошибке. Это полезнее, чем раздирание волос и посыпание главы пеплом.
Пора уже кончить с «теннисной неврастенией», а то ведь она у нас скоро станет признаком хорошего тона.


АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И КЛАСС
Необходимость атлетической подготовки теннисиста теперь, пожалуй, уже не вызывает дискуссий. Но практические достижения пока невелики. Соревнования по физической подготовленности теннисистов, проводившиеся после турнира, не оставили хорошего впечатления. Бывшая чемпионка страны М. Емельянова, например, пробежала 60 метров в 10,6 секунды и ни разу не могла отжаться от земли. Много ли она успеет на корте с такой слабой силой и такой малой подвижностью? Москвичка М. Губина прыгнула в высоту только ка метр, а молодой мастер спорта Г. Гари-башвили (Тбилиси) пробежал 60 метров хуже, чем чемпионка Белоруссии Л. Петрова.

Успех Мозера и его современная манера игры, умение хорошо передвигаться по корту, быстрая реакция и мощность ударов целиком связаны с его хорошей общей физической подготовленностью. Он, единственный из наших теннисистов, бьет по восходящему мячу и принимает подачу противника внутри площадки, что является одной из самых характерных черт современного тенниса. Хороший смэш, укороченные удары справа и слева, уверенная игра с лета, частые выходы к сетке — все эти приемы, позволяющие ему усиливать в нужный момент давление на противника, основаны на хорошей атлетической подготовке.
Естественно, что при такой манере игры должно быть больше технического брака. Однако в некоторых матчах брака слишком уж много. Прошлой зимой, например, играя против Потанина, Мозер ошибался значительно меньше, чем в финале нынешнего турнира. Возможно, что здесь сказались повышенная нервозность и неумение держать себя в руках. Этим пока еще страдает новый чемпион.

* * *


В теннисе появилось довольно много способной молодежи. К ним можно отнести эстонца А. Рандмера, обладающего хорошим стилем, перспективную Марию Кулль (Эстония), техничного Андрея Чугунова из Сочи, Р. Мусаэляна (Тбилиси) и многих других. Теннисистами современного стиля располагает команда РСФСР (Трошкина, Анисимов, Сивохин, Чугунов). Москвичи, как и на прошлой Спартакиаде, заняли первое место, а украинцы второе. Но три года назад москвичи легко выиграли финальную встречу (9:3), а сейчас были на волосок от поражения (8:7). Ведущие московские игроки сходят, а замены нм пока не видно. Из молодых столичных теннисисток так никого и не назовешь, кроме Дмитриевой.

Наш гость Риэй, внимательно наблюдавший игры турнира, заметил: «Я видел трех ваших игроков, выступавших в Уимблдоне и, откровенно говоря, не предполагал, что у вас имеется еще несколько десятков теннисистов, мало уступающих им в классе. Думаю, что через несколько лет вы сможете успешно выступить в Уимблдоне».
Слова Риэя, весьма лестные, возможно, продиктованы вежливостью. Но нет сомнения,— теннис наш вырос и стоит на правильном пути.


Е. КОРБУТ, мастер спорта
А. ВИТ

Теннис СССР

  • Обратная связь

Советский теннис

1955, 1958, 1959, KEDARS EERIK, Ken Rosewall, Lewis Hoad, Александр Правдин, Альфред Губер, Анджела Бакстон, Анджела Мортимер, Андрей Потанин, Анна Дмитриева, Антонина Кузьмина, Бадж Патти, Бекхэмский турнир, Борис Фоменко, Валерия Кузьменко, Вера Филиппова, Виктор Анисимов, Виктор Коллегорский, Виталий Брызгалин, Всесоюзная теннисная секция, Всесоюзные зимние соревнования теннисистов, Всесоюзные юношеские соревнования по теннису, Всесоюзный тренерский совет по теннису, Галина Зубко, Галина Кондратьева, Галина Коровина, Гамильтон Ричардсон, Гарри Холмэн, Дорис Харт, Евгений Корбут, Елизавета Чувырина, Зденек Зикмунд, Ивар Шиц, Ирина Рязанова, Константин Масс, Лариса Преображенская, Луиза Броу, Лью Хоуд, Маргарита Блюмкинова, Мариам Кенноли, Михаил Корчагин, Михаил Мозер, Надежда Славинская-Белоненко, Нидулис Лазда, Николай Озеров, Нил Фрэзер, Нина Теплякова, Поль Реми, Пьер Дармон, Раиса Кирсанова, Роберт Ригс, Российский Олимпийский комитет, Роузуолл Кен, Сара Кук, Свен Давидссон, Светлана Блюмкинова, Семен Белиц-Гейман, Семен Фридлянд, Сергей Андреев, Сергей Лихачев, Софья Мальцева, Татьяна Налимова, Тони Моттрам, Тоомас Лейус, Уимблдон, Ульф Шмидт, Фрэнк Седжмен, Харри Каламяэ, Чемпионат СССР по теннису, Ширчей Фрай, Эвальд Крее, Эдуард Негребецкий, Элвуд Кук, Эльси Гибсон, Эшли Купер, Як Пармас, большой шлем, дневник самоконтроля спортсмена, женская сборная СССР по теннису, журнал Русский спорт, кинограмма, кубок Дэвиса СССР, малый теннис, парная игра в теннис, первенство Москвы по теннису, плэтформтеннис, подача в теннисе, подготовка теннисиста, спартакиада народов СССР, теннис рейтинг, теннис упражнения, турнир Лондонского королевского клуба, удар в теннисе, упражнения для большого тенниса, эстония теннис

Популярное