Основные проблемы подготовки молодых теннисистов

Просмотров: 1092
советский теннис: Семен Белиц-Гейман
За последние годы бесспорно наметилось некоторое улучшение в подготовке молодых теннисистов. Но бесспорно и другое: мастерство наших игроков совершенствуется пока медленно.

Многие склонны объяснять это тем, что у нас мало кортов, не хватает инвентаря, редко устраиваются международные встречи. Это, конечно, справедливо. И все-таки главное — в слабой учебно-тренировочной работе, в отсталой, консервативной методике начального обучения и дальнейшего совершенствования молодых теннисистов. Тренеры не добиваются, чтобы теннисисты уже в юношеском возрасте овладевали разнообразной техникой, применяли активный, атакующий стиль игры. Тренеры мало заботятся и о развитии у своих учеников быстроты и ловкости — качеств, без которых невозможно добиться настоящих успехов.


ОВЛАДЕТЬ АТАКУЮЩИМ СТИЛЕМ!

В 1956 году советские специалисты познакомились в Уимблдоне с техникой и тактикой всех сильнейших теннисистов мира. Этих теннисистов отличает исключительно агрессивная тактика, основанная на частых выходах к сетке, особенно сразу после подачи и ее приема, а также активная защита, которая, по существу, носит характер контратаки. Буквально все ведущие зарубежные теннисисты ведут игру в таком быстром темпе, что создается впечатление, будто на площадке развертывается борьба за время и противники стараются подавить друг друга быстротой и непрерывностью атак.

К сожалению, многие наши наставники почти не ориентируют своих учеников на такую игру. Некоторые тренеры, например Д. Синючков, даже болезненно воспринимают критику пассивной игры их питомцев. Тренеры эти обычно говорят: нельзя проповедовать одинаковую для всех силовую игру.

Разумеется, с грубой силовой игрой, лишенной тактического творчества, следует- вести энергичную борьбу. Но разговоры о «грубой силовой игре» не должны служить дымовой завесой для приверженцев устаревшего пассивного стиля. Пусть будет больше теннисистов, хороших и разных, но играющих в атакующем стиле!

Задача каждого тренера — готовить своих учеников уже с детского возраста к активной, наступательной игре. Необходимо с первых лет обучения воспитывать, с одной стороны, уверенность при выполнении атакующих ударов, умение не бояться оправданного риска, с другой — непримиримое отношение к пассивной тактике.

Значит ли это, что игру надо всегда сводить только к беспрестанному нападению сильными ударами, не считаясь с конкретной игровой обстановкой? Разумеется, нет! Теннисист должен умело варьировать темп игры, разнообразно нападать и защищаться. У каждого спортсмена имеются свои индивидуальные особенности, подсказывающие ему выбор тех или иных действий.

Говоря о теннисистах, играющих в ¦пассивной манере, не нужно думать, что они убеждены в преимуществах своей тактики. Отнюдь нет! Они. возможно, и рады бы играть иначе, но этому мешает слабая техническая подготовленность. К числу таких игроков можно, например, отнести опытных теннисистов А. Лукирского (Ленинград), М. Новика, А. Кузьмину, Р. Кирсанову (все — Москва) и других, а также молодых — А. Кошелева (Львов), В. Никитина, А. Каргину (оба — Москва), Р. Гроднецкого, Г. Иванову (оба — Ленинград).

Таким образом, одних только призывов к активной игре мало. Нужно еще добиться, чтобы спортсмены овладели разнообразной техникой.



МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ НАДО ИЗМЕНИТЬ


Итак, основные недостатки в игре наших теннисистов — это недостаточно наступательный стиль, неумение сочетать высокий темп с точностью ударов, а разнообразное нападение — с активной и острой защитой. Недостатки эти появились не случайно, а в результате несовершенной, примитивной системы подготовки теннисистов в юношеском возрасте.

Некоторые наши тренеры в первые три-четыре года занятий учат, главным образом, только плоской подаче и плоскими ударам (справа и слева) по отскочившему мячу. Лишь потом начинают они знакомить своих учеников с другими приемами. Причем новые приемы изучаются мимоходом, совершенствуются не систематически. Так появляются теннисисты с примитивной техникой, слабо играющие у сетки.

Недостатки этой методики очевидны. Целесообразнее уже с первого года занятий углубленно изучать все основные технические приемы и совершенствовать их параллельно. Практика показывает, что при правильной методике обучения молодой, физически хорошо развитый теннисист примерно за два с половиной года осваивает все технические приемы.

Следовательно, с первых лет занятий должна закрепляться разнообразная и пластичная техника. Надо сказать, что такая техника очень часто понимается примитивно, а нередко и просто неправильно. Достаточно, например, теннисисту начать играть у сетки, как уже делается вывод об усвоении им приемов разнообразной игры. А ведь к технической подготовленности спортсмена нужно предъявить гораздо более высокие требования.

Технику теннисиста можно характеризовать как разнообразную и пластичную лишь при условии, если он владеет всем арсеналом приемов — плоскими, кручеными и резаными ударами (включая и разнообразные виды подачи); хорошо приспосабливается к неожиданным и сложным игровым условиям; варьирует силу своих ударов в зависимости от обстановки; умеет остро и разнообразно плассировать мяч; изменяет быстроту ответных ударов; хорошо выполняет удары в различных точках (средней, высокой, низкой) и, прежде всего, удары по поднимающемуся мячу.



РАЗНООБРАЗНАЯ ИГРА — ЗАЛОГ УСПЕХА

Наблюдая за некоторыми теннисистами, можно заметить, что они выполняют удары в удобном и почти стандартном положении. Их игра носит размеренный и, как кажется на первый взгляд, особенно правильный характер. Можно подумать, что это и есть образец хорошей техники. Но вот такой теннисист встречается с противником, который играет быстро, остро применяет неожиданные разнообразные удары, вынуждая принимать мячи из неудобных положений. И эффективность игры такого теннисиста сильно снижается.

В чем же дело? Прежде всего, в том, что шаблонно играющий теннисист плохо приспосабливается к быстро изменяющейся обстановке. Такой спортсмен уверенно чувствует себя лишь тогда, когда успевает тщательно подготовиться к ударам.

В неожиданно изменяющейся игровой обстановке теннисисту особенно важно уметь хорошо бить на различном уровне отскока мяча — не только на уровне пояса, но и в высокой и низкой точках. Привычка некоторых игроков бить только по снижающемуся мячу (примерно, на уровне бедер или несколько ниже) весьма обедняет тактические возможности. Наблюдая за игрой таких теннисистов, невольно приходишь к выводу, что они мало руководствуются тактическими соображениями. Вся их подготовка к удару нацелена лишь на одно — на прием мяча в привычной точке.

Разберем конкретный пример. Противник сделал крученую подачу и вышел к сетке. Принимающему подачу важно отбить мяч до того, как он начинает снижаться после отскока, выиграть тем самым время и сделать обводящий удар, прежде чем противник окажется у сетки.

Но теннисист, привыкший к ударам в стандартной точке, дожидается, пока высоко отскочивший мяч опустится, и только потом делает удар. Осуществить обводку при этом бывает трудно, так как противник уже успевает подойти к сетке.

Умение отражать мяч в различных точках имеет большое значение. Это убедительно продемонстрировал заслуженный мастер спорта Н. Озеров во встрече с венгерским теннисистом И. Гуяшем, имеющим большой опыт международных встреч.

Поначалу Гуяш имел явное преимущество в играх при своей подаче. После крученой подачи он быстро выходил к сетке, завершая розыгрыш очка ударом с лёта. Озеров никак не мог приспособиться к такой тактике. Ему не удавались обводящие удары, так как он отбивал подачу со слишком далекой позиции за задней линией, когда отскочивший мяч начинал уже опускаться, а противник успевал занять позицию у сетки.

Разобравшись в ситуации, Озеров изменил тактику. Теперь он расположился на три метра ближе к сетке, внутри плошадки, и начал принимать мяч в высокой точке быстрым ударом с хода. Обстановка сразу переменилась. Быстро и сильно отражая мяч в высокой точке, Озеров обводил противника, не давая ему приблизиться к сетке, и в конце концов выиграл встречу.

Теннисист должен хорошо владеть также и ударами в низкой точке. Разумеется, таких ударов следует, по возможности, избегать. Но условия игры настолько разнообразны, что нередко теннисист вынужден отражать мяч в низкой точке. Особое внимание нужно обратить на изучение ударов по восходящему мячу, так как от этого во многом зависит возможность играть в быстром темпе.



И НЕСИЛЬНЫЙ УДАР МОЖЕТ БЫТЬ СИЛЬНЕЙШИМ

Играть активно — это не значит все время применять только сильные удары. Иногда, например, при обводке сеточника выгодно неожиданно сделать точный несильный удар, после которого мяч быстро снизится за сеткой. Несильный удар может оказаться сильнейшим в данной конкретной ситуации.

Некоторые теннисисты проигрывают, прежде всего потому, что из любого положения стараются играть сильно, не умеют смягчать отдельные удары. Во время упражнений и тренировок, а тем более во время соревнований, надо сознательно варьировать, изменять силу ударов.

Важную роль играет также разнообразная плассировка мяча. Достигается она сочетанием коротких косых и длинных ударов по углам площадки. Мячи, пробитые классным игроком, приземляются у самой боковой или задней линии.

Короткие косые удары необходимы теннисисту так же, как и длинные. Короткие удары дают возможность посылать мячи под острыми углами к задней линии. Это заставляет противника много бегать. Короткие косые удары незаменимы для обводки сеточника. Они необходимы и полезны при одиночной игре, а при парных встречах обойтись без них просто невозможно.



ПРИВЛЕКАТЬ ОПЫТНЫХ ИГРОКОВ К ЗАНЯТИЯМ С ДЕТЬМИ

Одна из причин медленного роста мастерства теннисистов заключается в том, что квалифицированных спортсменов мало привлекают для тренировок детей.

В теннисной секции московского «Спартака» состоит большинство ведущих теннисистов страны. Но за все послевоенные годы в секции не подготовлено ни одного хорошего юного спортсмена. Где же успехи воспитанников секций таких мощных обществ и ведомств, как «Динамо», ЦСК МО, «Буревестник»?

Плохо помогают молодежи и опытные теннисисты Ленинграда. В этом городе, как и в Москве, немало известных игроков и тренеров. Однако достойной смены старым мастерам — Е. Кудрявцеву, Э. Негребецкому, Г. Коровиной, Т. Налимовой — все еще нет.

А ведь иной раз без опытных игроков просто не обойтись. Во время тренировки двух начинающих теннисистов мяч очень часто выходит за игры, так как партнеры не умеют точно направлять его в нужное место. Пользы от таких тренировок, естественно, мало. Между тем очень важно, чтобы молодые игроки часто повторяли удары. Вот здесь особенно могли бы помочь квалифицированные теннисисты.

Теннис-—один из самых сложных в техническом отношении видов спорта. Поэтому в занятиях с начинающим особое значение имеет тщательная индивидуальная работа тренера с каждым учеником в отдельности. Сейчас учебные группы состоят обычно из 15—25 юных спортсменов, с которыми занимается всего один тренер. На уроке он не может, конечно, уделить должного внимания каждому ученику.

Играя на площадке только друг с другом, да еще и не имея постоянного методического руководства со стороны тренера, дети медленно совершенствуются в технике. Более того — часто уже в начальном периоде обучения у них закрепляются неправильные навыки, и тренеры после 5—6 лет занятий нередко вынуждены переучивать своих питомцев. Совершенно ясно, что избегнуть этого можно только в том случае, если тренеры, начиная с самого первичного этапа обучения, будут индивидуально заниматься хотя бы с наиболее способными юными теннисистами и привлекать к совместным тренировкам с ними опытных игроков.


УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

Нельзя не коснуться и такой серьезной проблемы, как подготовка самих тренеров. Не секрет, что многие тренеры не владеют правильной, разнообразной техникой и поэтому на занятиях не пользуются методом личного показа. Буквально по пальцам можно пересчитать тренеров, которые в состоянии показать своим ученикам все три вида подачи — плоскую, крученую, резаную. Далеко не в каждой нашей республике есть теннисисты, которые могли бы служить «наглядным пособием» для молодежи.

Кто же, как не тренер, должен уметь лично показать тот или иной прием? И все-таки очень редко можно увидеть тренера, кропотливо осваивающего какой-либо удар, который он должен в дальнейшем демонстрировать ученикам.

В нашей стране специалисты в любой области деятельности повышают свою квалификацию в течение всей жизни. Почему же многие наши тренеры пополняют в лучшем случае лишь свои теоретические знания и считают, что не обязательно совершенствовать практические навыки?..

Здесь говорилось об основных проблемах подготовки молодых теннисистов. Нет сомнения, что у нас есть все условия для воспитания теннисистов международного класса. Но для этого необходимо, в первую очередь, решительно перестроить методику начального обучения. И здесь слово за вами, товарищи тренеры!

С. БЕЛИЦ-ГЕИМАН,

государственный тренер по теннису, кандидат педагогических наук

Теннис СССР

  • Обратная связь

Советский теннис

1955, 1958, 1959, KEDARS EERIK, Ken Rosewall, Lewis Hoad, Александр Правдин, Альфред Губер, Анджела Бакстон, Анджела Мортимер, Андрей Потанин, Анна Дмитриева, Антонина Кузьмина, Бадж Патти, Бекхэмский турнир, Борис Фоменко, Валерия Кузьменко, Вера Филиппова, Виктор Анисимов, Виктор Коллегорский, Виталий Брызгалин, Всесоюзная теннисная секция, Всесоюзные зимние соревнования теннисистов, Всесоюзные юношеские соревнования по теннису, Всесоюзный тренерский совет по теннису, Галина Зубко, Галина Кондратьева, Галина Коровина, Гамильтон Ричардсон, Гарри Холмэн, Дорис Харт, Евгений Корбут, Елизавета Чувырина, Зденек Зикмунд, Ивар Шиц, Ирина Рязанова, Константин Масс, Лариса Преображенская, Луиза Броу, Лью Хоуд, Маргарита Блюмкинова, Мариам Кенноли, Михаил Корчагин, Михаил Мозер, Надежда Славинская-Белоненко, Нидулис Лазда, Николай Озеров, Нил Фрэзер, Нина Теплякова, Поль Реми, Пьер Дармон, Раиса Кирсанова, Роберт Ригс, Российский Олимпийский комитет, Роузуолл Кен, Сара Кук, Свен Давидссон, Светлана Блюмкинова, Семен Белиц-Гейман, Семен Фридлянд, Сергей Андреев, Сергей Лихачев, Софья Мальцева, Татьяна Налимова, Тони Моттрам, Тоомас Лейус, Уимблдон, Ульф Шмидт, Фрэнк Седжмен, Харри Каламяэ, Чемпионат СССР по теннису, Ширчей Фрай, Эвальд Крее, Эдуард Негребецкий, Элвуд Кук, Эльси Гибсон, Эшли Купер, Як Пармас, большой шлем, дневник самоконтроля спортсмена, женская сборная СССР по теннису, журнал Русский спорт, кинограмма, кубок Дэвиса СССР, малый теннис, парная игра в теннис, первенство Москвы по теннису, плэтформтеннис, подача в теннисе, подготовка теннисиста, спартакиада народов СССР, теннис рейтинг, теннис упражнения, турнир Лондонского королевского клуба, удар в теннисе, упражнения для большого тенниса, эстония теннис

Популярное