Тактика быстрого нападения

Просмотров: 1272
советский теннис: Семен Белиц-Гейман
Острейшее оружие сильнейших теннисистов — быстрое нападение.
Максимально быстрый темп, стремление подавить противника быстротой и непрерывностью атак — вот что лежит в основе тактики современного тенниса. Чтобы вести игру в такой манере, теннисист должен уметь сразу же после подачи или ее приема выходить к сетке и атаковать.

О том, как сейчас играют сильнейшие теннисисты мира, можно судить, например, по записям, проведенным нами прошлым летом на Уимблдонском турнире.
Одной из наиболее интересных была полуфинальная встреча молодых австралийцев — Купера и Фрезера. Оба теннисиста большинство очков выигрывали нападающими ударами. Так, Фрезеру завершающие активные удары принесли 88 очков, а ошибки противника — 61 очко. И Фрезер, и Купер после подачи сразу же выбегали к сетке и мощными ударами с лёта или по-лулёта старались выиграть очко. Лишь считанные разы подающий оставался сзади. Принимая подачу, теннисисты при первой возможности старались контратаковать. Примерно та же картина наблюдалась во встречах финалисток.
Подача. нередко приносит немедленный выигрыш очка (при очень сильном ударе и острой плассировке мяча). Встреча Фрезер—Купер была показательна и в этом отношении. Фрезер выиграл сразу при подаче в общей сложности 28 очков, а Купер — 26.
Не случайно игры сильнейших теннисистов проходят, как правило, под знаком преимущества подающего. На своей подаче надо выигрывать — таков неписанный закон современного тенниса. Достаточно подающему уступить игру на своей подаче, и партия обычно заканчивается в пользу противника.
Любители тенниса хорошо помнят финальный поединок австрийца Хубера и чеха Яворского в турнире III Дружеских игр. В четвертой и пятой партиях Хубер непрерывными атаками с подачи и приема подачи буквально подавил сопротивление Яворского. Этот матч наглядно продемонстрировал эффективность быстрого нападения.

СМЕЛЕЕ К СЕТКЕ!
Иную картину видим мы в состязаниях многих наших спортсменов. Обычно теннисист начинает розыгрыш очка «мягкой* подачей. Его противник несильным ударом возвращает мяч в глубину площадки и только в дальнейшем, после ряда ударов с задней линии, игра начинает обостряться. Иными словами: начальные удары — подача и прием подачи — совершенно не используются для убыстрения темпа, для перехода к нападению. Даже сильнейший советский теннисист Андреев, играя с серьезными противниками, не выходит к сетке после подачи.
В чемпионате страны прошлого года мастер спорта Кузьменко встретилась с молодой тбилисской спортсменкой Рязановой, которая в предыдущие годы неоднократно бывала победительницей всесоюзных соревнований девушек. Записи этого матча показали, что ударом с лёта у сетки Кузьменко выиграла только одно, последнее, очко. Рязанова же не может похвалиться и таким, весьма скромным, результатом. Добавим, что победительница этой встречи Кузьменко лишь 20 очков выиграла своими эффектными ударами справа, тогда как за счет простых ошибок соперницы она набрала куда более внушительную цифру очков — 58.
Лишь у нескольких наших молодых игроков наблюдается ярко выраженное стремление вести борьбу в наступательном стиле. В первую очередь это относится к 17-летнему мастеру
спорта Дмитриевой (тренер Н. Теплякова). Это, пожалуй, единственная у нас юная теннисистка, выходящая к сетке с подачи и после удара по восходящему мячу при приеме подачи.
Близок к званию мастера 17-летний бакинец Лихачев (тренер В. Саруханов). Успех Дмитриевой и Лихачева — это прежде всего результат их первых шагов в освоении современного стиля тенниса.
Вывод ясен: чтобы вести игру в быстром темпе, в нападающем стиле, нашим теннисистам необходимо в первую очередь в совершенстве овладеть мощной подачей с выходом к сетке и контратакующим приемом подачи.


КАК ПОДАВАТЬ?
Подача с выходом к сетке должна стать действительно нападающим ударом — ударом с острой и разнообразной плассировкой мяча. Любой вид подачи (плоская, крученая, резаная) может служить подготовительным ударом для выхода к сетке. При этом важно, чтобы теннисист по возможности маскировал характер своей подачи.
Осуществляя подачу с выходом к сетке, надо стараться, чтобы движения при ударе были как бы подготовительными к немедленному выходу вперед. Подача выполняется сильными и одновременно свободными движениями с активным использованием мощных мышц туловища. Подающий использует ноги, как своего рода пружину: в начале замаха он немного сгибает ноги, а затем быстро выпрямляет, способствуя активному движению корпуса вверх-вперед.

Для подачи с выходом к сетке мяч нужно подбрасывать больше вперед, чем при обычной подаче. Удар производится в момент, когда теннисист как бы валится вперед. Завершив удар, игрок быстро подхватывает ракету левой рукой и устремляется к сетке, готовый к молниеносному рывку, а иногда и к прыжку для отражения мяча.

ПРИНИМАЯ ПОДАЧУ,— КОНТРАТАКУЙ!
Прием сильной подачи должен был, казалось, стать сугубо оборонительным элементом игры. Однако этого не произошло. Наоборот, выдвинув вперед исходную позицию на площадке, сильнейшие теннисисты превратили прием подачи в контратаку. Если противник сразу же после подачи выходит к сетке, надо стараться обвести его или на худой конец лишить возможности принять мяч с лёта ударом в высокой точке. Довольно часто контратака принимающего подачу связана со встречным выходом к сетке.
При выходе подающего противника к сетке для успешной контратаки можно пользоваться короткими кручеными ударами. В этом случае «сеточник* окажется в невыгодном положении, так как лишится возможности
выполнить удар с лёта в высокой точке.

УМЕЙТЕ ВЫБИРАТЬ ПОЗИЦИЮ
Успешный прием подачи во многом зависит от выбора исходной позиции. В прежние времена спортсмены располагались обычно за задней линией площадки. В ту пору ни подающий, ни принимающий подачу не устремлялись сразу же к сетке.
Новая тактика заставила игроков располагаться внутри площадки, на шаг-полтора впереди задней линии. С этой выдвинутой вперед позиции многие из сильнейших теннисистов начинают медленно двигаться к сетке еще до того, как подающий пробьет по мячу. Видвинутая вперед позиция позволяет создать в игре более быстрый темп, использовать малейшую возможность для выхода к сетке, успешнее обороняться за счет быстрых ответов, когда противник после подачи выбегает к сетке.
Поза принимающего подачу должна быть своего рода стартовым положением, облегчающим наиболее быструю и экономную подготовку к удару. Теннисист немного наклоняется вперед, ракету держит далеко перед собой (головкой к сетке). Так легче ударом с коротким замахом отразить мяч в точке перед туловищем.


ОСОБЕННОСТИ КОНТР АТАКУЮЩИХ УДАРОВ
Ответные удары при приеме подачи отличаются большим разнообразием и требуют специального изучения. Для выхода к сетке при приеме подачи теннисист располагает очень небольшим временем. Удар выполняется с ходу, без предварительной остановки. Поэтому движения игрока должны быть экономными и четкими.
Между тем, многие наши теннисисты принимают подачу при помощи излишне широких маховых движений, когда ракета как бы бросается навстречу мячу. При этом происходит чрезмерно большой поворот туловища. Все это, безусловно, осложняет освоение тактики быстрого нападения. В современной игре необходимы удары с очень экономными движениями и прежде всего с короткими замахами. Как замах, так и вынос ракеты навстречу мячу должны осуществляться в первую очередь быстрыми и активными движениями предплечья и кисти.

О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Что же мешает нашим теннисистам пользоваться тактикой быстрого нападения? Прежде всего — существенные недостатки в технике, закрепленные еще в детском возрасте.
Безуспешные попытки Рязановой использовать подачу для выхода к сетке — результат нецелесообразной координации ее движений. К моменту удара Рязанова сильно наклоняется вперед на почти неподвижных ногах. В итоге удар получается несильным, да и завершается он в статичной позе. При этом не приходится и думать о выходе к сетке.

Иной раз теннисистов первые три-четыре года учат подаче без выхода к сетке и ударам справа и слева широкими маховыми движениями. У них прочно закрепляются однообразные по ритму движения, а освоение ударов с несколько иными вариантами движений сильно затрудняется.

Методика обучения юных теннисистов должна быть, разумеется, не такой. Необходимо обучать динамичной подаче, позволяющей свободно выходить к сетке, а также разнообразным ударам справа и слева и прежде всего ударам по восходящему мячу с коротким замахом и активным участием кисти и предплечья. В совершенстве освоить такие удары может только теннисист с сильной и подвижной кистью.

Приводим специальные упражнения, которые помогут освоить быстрое нападение.

Подготовительные упражнения
1. Вращательные движения кистью, медленные и максимально быстрые, с ракетой и различными отягощениями — булавой, палкой, гантелью, обрезком металлической трубы (так называемое «рисование» ракетой вертикальной и горизонтальной «восьмерки»); наклоны вытянутой вперед ракеты в стороны; имитация ударов справа и слева быстрыми движениями кисти и предплечья при очень коротких замахах.
2. Движения над головой кистью с ракетой и различными отягощениями, медленные и максимально быстрые, имитирующие завершение крученой и резаной подач.
3. Имитация движений фехтовальщика с тяжелой палкой.
4. Подбивание мяча вверх то одной, то другой стороной ракеты. Положение ракеты меняется быстрыми поворотами кисти. Мяч подбивается невысоко плоскими и резаными ударами «подсечкой» на уровне пояса, головы и совсем низко (у самой земли).
5. Ловля теннисного мяча на ракету с лёта, отскока, полулёта, так, чтобы он не отскакивал, «прилипал» к струнам. Мяч подбрасывается самим упражняющимся или партнером и ловится то на одну, то на другую сторону струнной поверхности. Движения упражняющегося должны напоминать удары справа и слева с очень короткими замахами. Один из вариантов упражнения — ловля мяча, отскочившего от тренировочной стенки.
6. Ведение ракетой теннисного мяча перед собой быстрыми ударами о землю с коротким отскоком. Удары производятся то одной, то другой стороной струн; положение ракеты меняется быстрыми поворотами кисти.
7. Подбивание теннисного мяча перед собой из стороны в сторону ударами с лёта, ударами с отскока то одной, то другой стороной струнной поверхности.

Упражнения у тренировочной стенки
1. Удары по отскочившему мячу с лёта и полулёта, справа и слева, с близкого расстояния от стенки (один-
четыре метра). Удары выполняются главным образом быстрыми движениями кистью и предплечьем. В упражнении используются только удары справа или слева (а также быстрое чередование этих ударов). Замах делается очень коротким.
2. Подача с выходом к тренировочной стенке и прием подачи ударом с ходу по поднимающемуся мячу с последующим продвижением вперед и переходом к ударам с лёта и полулёта. Игроки упражняются и попарно (один подает, другой принимает). При приеме подачи часто используются крученые удары.

Упражнения на площадке
1. Быстрые удары с отскока справа и слева, с приземлением мяча в пределах полей подачи. Партнеры располагаются примерно на один шаг за линией подачи. Удары выполняются по восходящему мячу с короткими замахами.
2. Игра с лёта и полулёта у сетки, с быстрым чередованием ударов справа и слева. Партнеры располагаются в двух-трех метрах от сетки.
3. Выход к сетке с длинной подачи и прием подачи с продвижением к сетке. Заранее определяется место, до которого должен добежать подающий, а также участок поля, куда подается мяч. В двух-трех метрах от сетки наносится линия — ориентир для подающего. В полях подачи обозначаются мишени (прямоугольники, длинными сторонами которых являются линия подачи и отстоящая от нее на полметра параллельная линия, специально нанесенная на площадку).
4. Учебная игра со счетом. Задание подающему — сразу выбегать к сетке и стараться выиграть очко ударом с лёта или полулёта; принимающему — контратаковать, выходить к сетке, стараясь обвести подающего, или завершить розыгрыш очка ударами с лёта или полулёта.

С. БЕЛИЦ-ГЕЙМАН, мастер спорта

Теннис СССР

  • Обратная связь

Советский теннис

1955, 1958, 1959, KEDARS EERIK, Ken Rosewall, Lewis Hoad, Александр Правдин, Альфред Губер, Анджела Бакстон, Анджела Мортимер, Андрей Потанин, Анна Дмитриева, Антонина Кузьмина, Бадж Патти, Бекхэмский турнир, Борис Фоменко, Валерия Кузьменко, Вера Филиппова, Виктор Анисимов, Виктор Коллегорский, Виталий Брызгалин, Всесоюзная теннисная секция, Всесоюзные зимние соревнования теннисистов, Всесоюзные юношеские соревнования по теннису, Всесоюзный тренерский совет по теннису, Галина Зубко, Галина Кондратьева, Галина Коровина, Гамильтон Ричардсон, Гарри Холмэн, Дорис Харт, Евгений Корбут, Елизавета Чувырина, Зденек Зикмунд, Ивар Шиц, Ирина Рязанова, Константин Масс, Лариса Преображенская, Луиза Броу, Лью Хоуд, Маргарита Блюмкинова, Мариам Кенноли, Михаил Корчагин, Михаил Мозер, Надежда Славинская-Белоненко, Нидулис Лазда, Николай Озеров, Нил Фрэзер, Нина Теплякова, Поль Реми, Пьер Дармон, Раиса Кирсанова, Роберт Ригс, Российский Олимпийский комитет, Роузуолл Кен, Сара Кук, Свен Давидссон, Светлана Блюмкинова, Семен Белиц-Гейман, Семен Фридлянд, Сергей Андреев, Сергей Лихачев, Софья Мальцева, Татьяна Налимова, Тони Моттрам, Тоомас Лейус, Уимблдон, Ульф Шмидт, Фрэнк Седжмен, Харри Каламяэ, Чемпионат СССР по теннису, Ширчей Фрай, Эвальд Крее, Эдуард Негребецкий, Элвуд Кук, Эльси Гибсон, Эшли Купер, Як Пармас, большой шлем, дневник самоконтроля спортсмена, женская сборная СССР по теннису, журнал Русский спорт, кинограмма, кубок Дэвиса СССР, малый теннис, парная игра в теннис, первенство Москвы по теннису, плэтформтеннис, подача в теннисе, подготовка теннисиста, спартакиада народов СССР, теннис рейтинг, теннис упражнения, турнир Лондонского королевского клуба, удар в теннисе, упражнения для большого тенниса, эстония теннис

Популярное